Лови момент! Искусство спортивной фотографии.
Как поймать в кадр быстро передвигающихся людей? Обсудим отличительные особенности спортивной фотографии?
Зачем это мне, если я не болельщик?
Если жанр спортивной фотографии сродни репортажной съемке, то знание принципов, умение подобрать камеру и линзы, и, конечно, навыки работы пригодятся каждому активному пользователю фотоаппарата — от пенсионера-домоседа до юного любителя активных развлечений.
Дети на горке, играющие котята, летящие птицы, скоростной (и не очень) транспорт — любой движущийся, особенно неожиданно, объект мы будем рассматривать как модель для фотографии спортивной. Вряд ли Вы будете снимать профессиональных спортсменов. На стадионе или в спортивном зале, где проходят серьезные соревнования, Вас и близко не подпустят к месту для фотосъемки — там будут профессионалы.
Да и не за фотографиями ходят на футбол... Но вот детские соревнования, вполне возможно, для Вас окажутся доступны.
Лопата — хорошо, а экскаватор — лучше!
Мыльницы для спортивной фотографии малопригодны. Хороший кадр ими можно получить лишь случайно. Так, кстати, снимают поклонники ломографии: от бедра, без наводки, без настроек, на авось. Если хочется застывших моментов из соображений эстетических, или отдали ребенка заниматься танцами и хочется запечатлеть результаты — придется для спортивной фотографии озаботиться приобретением камеры посерьезней.
Основная требуемая характеристика — скорость фокусировки и скорость срабатывания затвора. В идеале, это будет зеркальная камера среднего уровня, типа Canon 30D, Pentax K3 или Nikon D200 с ультразвуковым мотором для фокусировки в объективе. Хуже, но допустим объектив механический автофокусный. Если камера — так себе, а снимать уж очень надо, поможет фиксация ручного фокуса и поддержка нужного расстояния самостоятельно. Или, если объектив не автофокусный, то выкрутите глубину резкости на максимум — что-нибудь да поймаете. Для спортивной фотографии Вам понадобится три разных объектива: широкоугольный — до 16 миллиметров, штатный — примерно от 24 до 70 миллиметров и телеобъектив — свыше 100 миллиметров. Как вариант — универсальный, типа 28-300 миллиметров, что будет дешевле, но качество изображения будет ниже. Дорогой быстрый светосильный зум типа CANON EF 70-200 mm f/2.8L, фиксирующего установленную Вами диафрагму вне зависимости от меняющегося фокусного расстояния, справится с фотографией даже в темноватом спортивном зале. При хорошем освещении будет достаточен kit Nikon 55-200mm.
Удовольствие от процесса спортивной фотографии
Вам удастся получить только после приобретения опыта. Поэтому не ждите событий, тренируйтесь снимать движущиеся объекты в комнате, транспорт и прохожих из окна, сходите на ближайшую детскую площадку. Начните с настройки фотоаппарата. Будем считать, что Вы уже тщательно изучили инструкцию и знаете свою камеру наизусть. Некоторые функции, обозначенные по-английски, могут быть критичны для спортивной фотографии. Убедитесь, что не перепутаете режимы burst и continuous, которые по-русски одинаково называют серийной съемкой. Первое - «взрыв», или скоростная съемка, количество кадров ограничено и прописано для обоих форматов (JPG и RAW). Второе - «непрерывная», с определенным числом кадров в секунду, длится, пока Вы удерживаете кнопку. Дорогая камера может быть со следящим, и даже с динамическим автофокусом — Вам стоит освоиться с ним, хотя, лучшие снимки все еще получаются с ручной фокусировкой. Итак: выставляем высокое значение ISO — если в зале, то максимальное, и выбираем экспозицию с приоритетом выдержки. Выдержку для спортивной фотографии считаем так: знаменатель выдержки не превышает эквивалентное фокусное расстояние используемого объектива. Пример: для телеобъектива 200 миллиметров при кропе 1.6 будет 200 х 1.6 = 360, т.е. максимальная выдержка будет 1/360.
В засаде
Спортивная фотография малопредсказуема - не всегда получится резкий снимок, да и не всегда он нужен — смазанные кадры бывают очень экспрессивны за счет видимого движения объекта. Горнолыжников, сноубордистов и ребенка на ледянке можно подловить, сфокусировавшись на месте его предполагаемого появления. Для этого полезно научиться не закрывать второй глаз (так работают со всеми оптическими «одноглазыми» приборами, например, с микроскопом). Еще стоит освоить метод спортивной фотографии с помощью проводки: зафиксировав движущийся объект, проведите его видоискателем, выжидая время, когда его поза будет стабильна, и плавно нажмите спуск. Фон при этом будет, конечно сильно размазан. Выдержка понадобится от 1/60 до 1/20 секунды.
Кроме сменных варежек и термоса
Для мамы и малыша, отправляющихся на большой саночный день попрактиковаться в спортивной фотографии, стоит прихватить удобный кофр со сменными линзами, средствами ухода за ними и — сменную карточку.
В спортивной фотографии удобно использовать серии снимков в RAW, и место для сохранения быстро заканчивается. А если спортивная фотография планируется в помещении, возможно, пригодится монопод — это одноногая замена штативу, установка которой не требует много времени.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
![]() |
Добавить комментарий |